Икрах в вопросах неверия это то, когда есть опасение гибели или повреждение конечностей, как отрубание и подобно этому , и объяснение слов ибн Масауда …

جاء في المبسوط للسرخسي (24/ 50)

وَقَدْ بَلَغَنَا عَنْ ابْنِ مَسْعُودٍ – رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ – قَالَ: مَا مِنْ كَلَامٍ أَتَكَلَّمُ بِهِ يَدْرَأُ عَنِّي ضَرْبَتَيْنِ بِسَوْطِ غَيْرِ ذِي سُلْطَانٍ إلَّا كُنْت مُتَكَلِّمًا بِهِ، وَإِنَّمَا نَضَعُ هَذَا عَلَى الرُّخْصَةِ فِيمَا فِيهِ الْأَلَمُ الشَّدِيدُ، وَإِنْ كَانَ مِنْ سَوْطَيْنِ، فَأَمَّا أَنْ يَقُولَ السَّوْطَانِ اللَّذَانِ لَا يُخَافُ مِنْهُمَا تَلَفٌ يُوجِبَانِ الرُّخْصَةَ لَهُ فِي إجْرَاءِ كَلِمَةِ الشِّرْكِ، فَهَذَا مِمَّا لَا يَجُوزُ أَنْ يُظَنُّ بِعَبْدِ اللَّهِ – رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ – أَمَّا تَصَرُّفُ هَذَا اللَّفْظِ مِنْهُ عَلَى سَبِيلِ الْمَثَلِ، فَلِبَيَانِ الرُّخْصَةِ عِنْدَ خَوْفِ التَّلَفِ، وَقِيلَ السَّوْطَانِ فِي حَقِّهِ كَانَ يُخَافُ مِنْهُمَا التَّلَفُ لِضَعْفِ نَفْسِهِ، فَقَدْ كَانَ بِهَذِهِ الصِّفَةِ عَلَى مَا رُوِيَ أَنَّهُ «صَعِدَ شَجَرَةً يَوْمًا، فَضَحِكَتْ الصَّحَابَةُ – رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمْ – مِنْ دِقَّةِ سَاقَيْهِ، فَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ – صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ -: لَا تَضْحَكُوا، فَهُمَا ثَقِيلَانِ فِي الْمِيزَانِ انتهي البحث» .

Сказал Имам ас Сархаси, объясняя слова АбдуЛлах ибн Масауда об икрахе : 

” И дошло до нас от ибн Масауда роды Аллаху анху сказал : ” Какие бы из слов, которые бы я ни сказал , если я подвергнусь двумя ударами кнута , даже того, кто не владеет властью, кроме как я скажу эти слова “. И мы ставим это как послабление из того , из чего исходят тяжелые боли , даже если это будет двумя кнутами , а то, что говорят : ” Что эти два кнута от которых нет страха гибели , и обязывает это на послабление в произношении слов ширка ” То нельзя думать таким образом про раба Аллаха ( Ибн Масауда ) – роды Аллаху анху, а что касается упоминания этих выражений ( два кнута ) , то это лишь только приведение в пример , и разъяснение послабления, когда кто либо боиться гибели . И также сказали некоторые, что это два кнута обращены лишь к нему , потому что он боялся гибели для себя из-за своей слабости , и таким описанием приходит передача : ” То что взбирался он на дерево один день – и начали смеяться сподвижники роды Аллаху анху из-за тонких его голеней , и сказал посланник Аллаха соляЛлаху алейхи вассалям : ” Не смейтесь , поистине они будут тяжелы на весах ( в судный день ) “. 


Аль Мабсут 24 том 50 стр.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля