Вся хвала Аллаху!
Абу Дауд (459) и Ахмад (6650) передали от ‘Амр ибн Шу’айба, что тот передал от отца, что его дед сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Велите вашим детям совершать молитву, когда им исполнится семь лет, и наказывайте их, если они не молятся, когда им исполнится 10 лет, и разделяйте их в постелях».
Ибн Кудаама (да помилует его Аллах) сказал в аль-Мугни (1/357):
«В случаях с детьми это повеление и дисциплинирование предписано, чтоб научить их молиться, чтоб они привыкли к молитве и это стало их привычкой, и чтобы они не отказывались от нее, когда достигнут созревания».
Аль-Субки сказал: «Родителю следует говорить ребенку молиться, когда им исполняется семь лет, и шлепать его, если он не молится, когда ему исполняется десять. Мы думаем нам следует запрещать делать то, что необязательно и шлепать, если он делает то, что не обязательно (фард). Мы наказываем животных для их воспитания, так что же говорить о детях? Это в интересах ребенка, и таким образом он привыкнет к совершению молитвы, до того, как достигнет созревания» (Фатаауа аль-Субки, 1/379)
Таким образом, мальчикам и девочкам следует говорить, чтоб они совершали молитву, когда им исполняется семь лет, и их следует шлепать, если они не молятся, когда им исполняется десять.
Точно также им следует говорить, чтоб они постились в Рамазан и вдохновлять их на хорошие поступки, такие как чтение Корана, совершение дополнительных молитв, Хаджа и Умры, и чтение тасбиха, тахлиля, такбиира и тахмиида, и следует их удерживать от совершения всех видов грехов.
Что касается наказания (шлепания) ребенка за то, что он не совершает молитву, то установлено, что наказание должно быть легким и не причинять боль, и не должно наносить повреждения коже, и нельзя ломать зубы или кости. Шлепать надо по спине или руке или тому подобное, и не следует бить по лицу, поскольку запрещается ударять по лицу, поскольку Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запретил это.
Не должно быть больше 10 ударов, и это следует делать в целях дисциплины и обучения. И он (родитель и т.п.) не должен показывать свое желание наказать, если только нет необходимости показать это, например как если ребенок отворачивается от молитвы и отказывается от ее совершения, и т.п.
Передается от Абу Барда аль-Ансари, что он слышал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Никому не следует давать более 10 шлепков, за исключением случаев, когда полагается наказание хадд от Аллаха», передано аль-Бухари (6456) и Муслимом (3222)
Ибн аль-Каййим (да помилует его Аллах) сказал: «слова Пророка «Никому не следует давать больше 10 шлепков, за исключением случаев, когда полагается наказание от Аллаха» относятся к преступным или криминальным действиям, когда за это полагается наказание, предписанное Аллахом.
Если спрашивается: Что подразумевается под 10 или меньше?
Ответом будет: «Это относится к случаям, когда мужчина бьет свою жену, своего раба или ребенка, или уволенного работника с целью воспитания и тому подобного. И не позволительно ему давать больше 10 ударов. Это лучшее понимание этого хадиса. Конец цитаты. И’лаам аль-Мувакки’иин (2/23)
Также не следует наказывать на виду у других людей, чтоб не навредить его детской самооценке и сохранить его достоинство перед друзьями и другими людьми.
По поведению отца по отношению к ребенку и дисциплинированию его должно быть понятно, что он не наказывает никого просто так, а чтоб повиноваться Аллаху и его Посланнику (мир и благословение ему). И что единственная причина, по которой он так поступает, это интересы ребенка, и его стремление вырастить воспитанника в предписаной манере, чтоб ребенок не вырос ненавидя Исламские учения, которые ему могут казаться сложными, и что его наказали, за то что он не выполняет их.
«Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) приказал нам говорить нашим детям совершать молитву, когда им исполняется семь лет и наказывать их, если они не молятся, когда им десять лет, даже если они не обязаны совершать ее еще. И таким образом они научатся совершать акты поклонения и повиновения и привыкнут к ним, и потом, когда они вырастут им будет легко совершать их, и это будет им нравиться. Это же применимо ко всем достойным порицания случаям, маленькие дети не должны к ним привыкать, даже если на них нет еще обязательств, поскольку, в противном случае, они привыкнут к ним, когда вырастут и будут с наслаждением предаваться им». Фатава Нуур ‘аля аль-Дарб, 11/386
«Приказ подразумевает, что это обязательно, но он ограничивается случаями, когда наказание будет полезным, поскольку иногда вы наказываете ребенка, но эти наказания (шлепки) не приносят ему пользы, это только заставляет их кричать и плакать и не несет за собой никакой пользы. Более того, под наказанием (шлепками) здесь имеется ввиду безболезненное наказание, легкий шлепок, который служит цели и не приносит никакого вреда». Лига’ аль-Бааб иль-Мафтуух, 95/18
«Нельзя шлепать так, чтобы причинять повреждения (оставалась рана), и нельзя ударять по лицу например, или бить до смерти, наоборот, шлепать можно по плечу или руке, так, чтоб не причинить смерти. Удары по лицу рискованы, поскольку лицо это высшая и благородная часть человека, и если человека ударить по лицу, то это более стыдно и унизительно, чем если его ударяют по спине. Поэтому запрещается ударять по лицу». Фатаава Нуур ‘аля аль-Дарб, 13/2.
Также следует отметить, что дисциплинирование ребенка не должно происходить только в случаях, когда он пренебрегает молитвой. Также следует его наказывать, если он небрежен в отношении условий, важных частей и обязательных составляющих молитвы. Ребенок может молиться, но он при этом объединяет молитвы, или молится без вудуу, или не молится должным образом. Поэтому его следует учить всему этому, и мы должны быть уверены, что он знает все обязанности (фарды), важные части и условия, тогда если он пренебрегает какой-либо из этих вещей, тогда нам следует советовать ему и учить его время от времени, и после, если он упорствует (в пренебрежении), тогда его можно дисциплинировать через шлепки, до тех пор, пока он не начнет молиться должным образом.