قال رحمه الله عند تفسيرة لأول سورة الممتحنة : ( وفي هذه الآية دلالة على أن الخوف على المال والولد لا يبيح التقية في إظهار الكفر، وأنه لا يكون بمنزلة الخوف على نفسه لأن الله نهى المؤمنين عن مثل ما فعل حاطب مع خوفه على أهله وماله ، وكذلك قال أصحابنا أنه لو قال لرجل : ” لأقتلن ولدك أو لتكفرن ” أنه لا يسعه إظهار الكفر . … وما ذكرناه يدل على صحة قولنا ، ويدل على أن الخوف على المال والأهل لا يبيح التقية أن الله فرض الهجرة على المؤمنين ولم يعذرهم في التخلف لأجل أموالهم وأهلهم ، فقال : ” قل إن كان آباؤكم وأبناؤكم وإخوانكم وأزواجكم وعشيرتكم ” الآية ، وقال : ” قالوا كنا مستضعفين في الأرض قال ألم تكن أرض الله واسعة فتهاجروا فيها ” ) إهـ أحكام القرآن للإمام الجصاص .
Сказал Муфассир Имам Аль Джасас аль ханафи в тафсире на начало суры аль Мумтахана : ” И в этом аяте указание на то что страх за имущество и ребенка не делает дозволенным скрытие ( убеждения ) и выявление неверия , и это не будет равносильным в страхе за свою душу , потому что Аллах запретил делать для верующих то что совершил Хатыб по причине страха за свою семью и имущество , и также сказали наши последователи ( мазхаба ) если скажут человеку: ” Мы убьем твоего сына либо сделай куфр ” то что для него не дозволено выявлять куфр …. И то что мы упомянули указывает на правильность наших слов и указывает на то, что страх за имущество и семью не дозволяет скрытие ( убеждения и выявление неверия ) , поистине Аллах обязал совершать переселения для верующих и не оправдал их оставление этого ради своего имущества и детей , И Сказал : ” Скажи если ваши отцы , ваши дети , ваши братья , ваши жены и ваши семьи … ” Аят и Сказал также : ” Они сказали мы были слабы , скажи а разве земля Аллаха не была обширной чтобы переселиться ? ” .
Тафсируль Кур’ан аль Джасас
Как пришло в тафсире Ибн Джаузи Зад масир в улюм ат тафсир в 230 стр . :
قال القاضي أبو يعلى: في هذه القصة دلالة على أن الخوف على المال والولد لا يبيح التقية في إظهار الكفر، كما يبيح في الخوف على النفس، ويبين ذلك أن الله تعالى فرض الهجرة، ولم يعذرهم في التخلف لأجل أموالهم وأولادهم .
” И в этом рассказе указание на то, что страх за имущество и ребенка не делает дозволенным скрытие ( убеждений ) и выявление неверия , и это не будет равносильным в страхе за свою душу , и разъясняет это то что Аллах обязал переселение и не оправдал оставание позади этого по причине имущества или семейства”.
Сказал Баздави 730 г.х в кашфуль асар ан усуль :
لا ينال من بدنه بأن قال لأقتلن ولدك أو زوجتك فلا يكون إكراها
И то что не касается его тела, как если ему скажут : ” Я непременно убью твоего сына или дочь ” то это не будет икрахом .
Сказал шейх Мухаммад ибн Абдуль аль Ваххаб в кашфу аш шубухат 19 стр :
لم يعذر الله إلا من أكره مع كون قلبه مطمئناً بالإيمان، وأما غير هذا؛ فقد كفر بعد إيمانه، سواءً فعل خوفاً أو مداراة أو مشحة بوطنه أو أهله أو عشيرته أو ماله، أو فعل على وجه المزاح، أو لغير ذلك من الأغراض إلا المكره
” Не оправдал Аллах никого кроме того кто был принужден, а его сердце покоилось на вере , а что касается помимо этого – то это куфр после имана , без разницы совершил ли он это из-за страха , или из-за подхалимства или из-за любви к родине или семье или родне или денег или сделал это со стороны надсмешки или сделал по причине иных целей, кроме как если он был принужден “.
وقال الشيخ سليمان بن عبد الله آل الشيخ في رسالة “حكم موالاة أهل الإشراك”: (الدليل الرابع عشر: قوله تعالى: {من كفر بالله من بعد إيمانه… الآية}… فحكم تعالى حكماً لا يبدل؛ أن من رجع من دينه إلى الكفر فهو كافر، سواءً كان له عذر خوفاً على نفسٍ أو مال ٍأو أهلٍ أم لا، وسواءً كفر بباطنه أم بظاهره دون باطنه، وسواءً كفر بفعاله أو مقاله أو بأحدهما دون الآخر، وسواءً كان طامعاً في دنيا ينالها من المشركين أم لا، فهو كافر على كل حال )
Сказал Сулейман ибн абдуЛлах в книге ” Муваляту ахлюль ишрак ” : ” Довод 14 : Слова Всевышнего : ( Кто проявил неверие после веры … аят ) и вынес Всевышний хукм для которого нет замены , это то что тот, кто вернулся из своей религии в куфр то он является кафирам , без разницы был ли у него оправдание как страх за себя или имущества или его семейства или же не был , и нет разницы сделал ли он куфр внутри или внешне, но не внутренне , и нет разницы делами ли сделал или словами или что либо одно из них , и нет разницы хотел ли он получить что либо от мушриков в своей дунье или нет , он является кафиром в любом положении “.
Тоже самое сказал Хамд бин Атик в послание ” Сабилати Наджати валь Фикак “.