Со слов Саубана (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Какая бы женщина не попросила развода у своего мужа без веской причины, то для нее запретным станет запах Рая!» Ахмад 5/277, Абу Дауд 2226, ат-Тирмизи 1187, Ибн Маджах 2055. Достоверность хадиса подтвердили имам ат-Тирмизи, имам Ибн Хузайма,См. “Фатхуль-Бари” 9/403, “Ируауль-гъалиль” 2035. Имам аш-Шаукани сказал: “В этом хадисе содержится указание на то, что требование женщиной развода у мужа запрещено строжайшим образом! Ведь тот, кто не ощутит запах Рая, значит, не войдет в Него”. См. “Найлюль-аутар” 12/371
Развод по инициативе жены.
Вопрос требование развода женщиной у её мужа без уважительной причины необходимо отнести к наиболее актуальным. Мы изначально ограничим эту тему рассмотрением просьбы о разводе (под которым подразумевается как развод «хула», когда женщины выкупает развод, возвращая супругу часть махра, так и развод путём его троекратного объявления женщине с выжиданием срока идды) именно без уважительной на то причины. К весомым причинам как известно относится не соблюдение супругом обязанностей перед женой по её содержанию, его пренебрежение религиозными предписаниями, систематическое совершение им больших грехов и отказ от покаяния в них, вероотступничество, а также вражда и ненависть возникшая между супругами, которая вызывает опасения в том, что они, будучи в браке, не смогут исполнять предписанное им Всевышним Аллахом по отношению друг к другу, ибо сказал Всевышний Аллах: «Если вы опасаетесь, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха, то они оба не совершат греха, если она выкупит развод» (аль-Бакъара 2: 229).
В данном случае мы возьмём именно неуважительные, и порою смехотворные поводы, которые порой приводят некоторые из женщин, обращаясь к супругу с просьбой о разводе, ведомые желанием таким образом побудить сделать им дорогой подарок, просто привлечь к себе внимание мужа, «отомстить» супругу за какую-то реальную или мнимую провинность перед ними. Такими «провинностями» бывает или его отлучка из дома на срок дольше обычного, о которой он не предупредил супругу, неисполнение супругом какой-либо из её бытовых просьб, или подобное этому. Разнообразие этих поводов ограничено пожалуй только фантазией женщины.
Вопрос о испрашивании женщиной развода без причины может быть рассмотрен в двух аспектах.
Первый из них – морально-этический, то есть вопрос о положении женщины, которая обращается к супругу с просьбой развести её, не имея уважительного повода. О положении таких женщин красноречиво сказано в хадисах, пришедших от нашего пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Со слов Саубана (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Какая бы женщина не попросила развода у своего мужа без веской причины, то для нее запретным станет запах Рая!» Ахмад 5/277, Абу Дауд 2226, ат-Тирмизи 1187, Ибн Маджах 2055. Достоверность хадиса подтвердили имам ат-Тирмизи, имам Ибн Хузайма, См. “Фатхуль-Бари” 9/403, “Ируауль-гъалиль” 2035. Имам аш-Шаукани сказал: “В этом хадисе содержится указание на то, что требование женщиной развода у мужа запрещено строжайшим образом! Ведь тот, кто не ощутит запах Рая, значит, не войдет в Него”. См. “Найлюль-аутар” 12/371.
В этих словах нашего пророка, да благословит его Аллах и приветствует содержится суровое предостережение женщинам от подобных легкомысленных просьб, ибо ими они разрушают сам институт мусульманского брака и без всякой нужды уничтожают ту пользу, которую он несёт, и решение о разводе посредством их высказываний становится чем-то легковесным, подобно разменной монете, в отношениях жены с мужем. Решение о разводе как известно лежит в компетенции мужчины, ибо он изначально создаёт семью, сватаясь к женщине, выплачивает ей свадебный дар (махр), в последующем содержит жену и детей, обеспечивая их благосостояние, и на нём лежит ответственность перед Всевышним Аллахом за исполнение его домочадцами религиозных обязанностей. Женщина же подобной просьбой входит в ту сферу, в которой надлежит главенство мужчине, и это несомненное проявление высокомерия и неблагодарности к нему, ибо передано со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах не посмотрит на ту женщину, которая не благодарит своего мужа, хотя она зависит от него». ан-Насаи в “аль-Кубра” 9086, аль-Хаким 2/190, аль-Баззар 2349. Достоверность хадиса подтвердили имам Ибн Хазм, хафиз аз-Захаби,См. “Сахих ат-таргъиб” 1944, “ас-Сильсиля ас-сахиха” 289.
Таким образом, в данной женщине объединятся два порочных качества – неблагодарность к супругу за всё доброе что он сделал для неё в целом, и второе прочное качество – сама по себе просьба о разводе. И от обоих этих качеств предостерёг женщин наш пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и привёл в качестве воздаяние за это деяние, если женщина совершит его, и искренне в последующем не раскается в нём, удаление её от милости Всевышнего Аллаха («Аллах не посмотрит на ту женщину…»), и удаление её от Рая («…для нее запретным станет запах Рая!») – а что может быть более прискорбным чем подобный урон, и печально, что некоторые из женщин в силу ограниченности ума меняют эти великие вечные блага жизни будущей на свои суетные предпочтения и мимолётные желания в дуния.
Более того, в пречистой сунне нашего пророка, да благословит его Аллах и приветствует, есть ещё более суровое предостережение против подобного неблаговидного поведения женщин. Со слов ‘Укъбы ибн ‘Амира и Абу Хурайры (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Женщины, добивающиеся развода и разлуки, являются лицемерками». ан-Насаи 3461, ат-Табарани в “аль-Кабир” 17/339. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 1938.
В этом хадисе речь идет о виде развода с выкупом, именуемом «хула».
Имам аль-Мунауи сказал: “Такие женщины были описаны лицемерием для устрашения и предостережения от этого. Порицается женщине требовать «хула», кроме как по причине, как вражда, ее неприязнь к мужу по причине скверного его качества и характера религиозного или мирского, опасение не соблюдать его некоторые права, и т.п.”. См. “Файдуль-Къадир” 2/432.
Сразу же обратим внимание читателя, что женщина, которая по воздействием гнева на супруга, или в силу скудости ума потребовала у него развести её, не становится от этого лицемеркой в полном смысле этого слова, то есть лицемеркой в убеждениях (акыде), как лицемеры времён нашего пророка, да благословит его Аллах и приветствует, такие как глава лицемеров Абдуллах бин Убей бин Салул. То есть не станет женщина подобной тем лицемерам, о которых ниспослал Всевышний Аллах эти айаты: «Будешь ли ты просить прощения для них или не будешь делать этого, Аллах все равно не простит их, даже если ты попросишь для них прощения семьдесят раз» (Сура «Тауба», 9:80) и «Никогда не совершай намаз по кому-либо из них и не стой над его могилой» (Сура «Тауба», 9:84).
Но однако в такой женщине проявляется одна из черт лицемерия, как сказал об этом наш пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Имеющий в себе все эти четыре черты – лицемер. И если есть в нём одна из них, то есть в нём одна из черт лицемерия. Затем он (наш пророк, да благословит его Аллах и приветствует)назвал их: если он рассказывает, то лжёт; когда он обещает, то не сдерживает обещания; если он заключает с кем-нибудь договор, то нарушает его; если же он препирается, то ведет себя непристойно» («Признаки лицемерия и качества лицемеров», шейх Абу Нуайм аль-Асбахани; хадис № 46).
Как видно из этого хадиса, одной из черт лицемеров является недостойное поведение в споре, а что может быть более непозволительным как использование просьбы о разводе как аргумента в соискании неких совершенно легковесных, мирских интересов. В этих словах нашего пророка, да благословит его Аллах и приветствует, предостережение к женщинам в обретении посредством необоснованных просьб о разводе одной из черт лицемерия, которая наносит огромный ущерб их вере, и приводит их к урону в Судный День.
Оговоримся сразу, что подобные просьбы женщины относятся к прегрешениям, которые, и причислены рядом учёных к большим грехам, ибо входят в понятие неподчинения жены мужу, но не влекут за собой наказания в дуния. То есть женщину нужно увещевать и наставлять, приводить ей доводы на недостойность подобного поведения. Иное дело, что если женщина продолжает проявлять упорство в строптивости, и игнорирует все доводы, то мужчина имеет полное право развестись с ней.
И второй аспект, которые имеют просьбы женщины о разводе, это аспект юридический, то есть применимый в сфере фикха. Разделение между супругами возможно одномоментно путём аннулирования брака по решению судьи Шариатского суда только при наличии условий, делающих брак недействительным, например таких как вероотступничество супруга, или ситуация когда мужчина принял Ислам, а его супруга-язычница воспротивилась этому, или когда супруги призвали взаимное проклятие друг на друга. В остальных же случаях инициатором развода (и обычного троекратного развода, и развода «хула» с возвращением части махра) является только мужчина, и от женщины подобные просьбы не принимаются. Имам аш-Шафи’и, да смилуется над ним Аллах, сказал: “Любое правовое решение о разъединении супругов, вынесенное не на основании произнесенных слов супругом, и производимое не по его желанию не называется разводом” См. «аль-Умм» 5/128.
Относительно же развода «по взаимному согласию» супругов, то можно привести слова ибн аль-Кайима, да смилуется над ним Аллах, сказавшего: “Ученые единодушны в том, что супруги не могут по взаимному согласию осуществить аннулирование брака, если при этом не будет выплаты материальной компенсации мужу” См. «Задуль-Ма’ад» 5/598. То есть в данном случае имеется ввиду развод «хула», и обязательным условием берётся взаимное согласие супругов, но никак не ситуация, когда женщина настаивает вопреки супругу на разводе «хула», и обращается с просьбой о нём к судье, дабы он обязал супруга согласится на развод.
Факихами также рассматривается ситуация, когда женщина обращается к судье с тем, что она утверждает, что муж развёл её троекратным разводом, а муж отрицает это. В этом основой является сохранение брака и отклонение развода, а женщине надлежит представит доказательством своих слов свидетельство двух справедливых мужчин, которые подтвердят что развод действительно был дан. Причём по мнению имама Ахмада ибн Ханбала в данном случае необходимо свидетельство именно двух мужчин, но не мужчины и двух женщин, подобно как в делах о серьёзных преступлениях и наказаниях за них. Если же у женщины нет свидетелей, ту мужчину приводят к принесению клятвы в том, что он не давал супруге развод. Если же мужчина приносит подобную клятву, то женщина считается уличённой во лжи, и её свидетельство не принимается более, а брак остаётся в силе покуда супруг не пожелает законным образом расторгнуть его. («аль-Мугни» ибн Кудама, 7503).
В завершение хотелось бы напомнить женщинам о необходимости избавления от черт строптивости, если они есть в них, и привести прекрасные слова Хафиза ибн Касира, да помилует его Аллах: “Нет более великой любви и симпатии между двумя душами, чем любовь и симпатия между супругами”. См. “Тафсир Ибн Касир” 2/275.