Первое – хадисы.


عَنِ الْمُغِيرَةِ بْنِ شُعْبَةَ: «أَنَّ رَسُولَ اللهِ صَلَّى الله عَلَيْهِ وَسَلَّمَ تَوَضَّأَ وَمَسَحَ عَلَى الْجَوْرَبَيْنِ وَالنَّعْلَيْنِ»


1) От Му’иры ибн Шу’ба:


«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, взял омовение и обтёр (сделал масх) на носки и сандалии».


(хадис передали Абу Дауд (159); Тирмизий (99); Ан-Наса’и («Аль-Кубра», 1/92/130); Ибн Маджа (559); Ахмад (4/252); Ибн Хузейма (198); Ибн Хиббан (1338).


Сказал ат-Тирмизий:


هَذَا حَدِيثٌ حَسَنٌ صَحِيحٌ، وَهُوَ قَوْلُ غَيْرِ وَاحِدٍ مِنْ أَهْلِ الْعِلْمِ، وَبِهِ يَقُولُ سُفْيَانُ الثَّوْرِيُّ، وَابْنُ الْمُبَارَكِ، وَالشَّافِعِيُّ، وَأَحْمَدُ، وَإِسْحَقُ. 


«И этот хадис – хороший, достоверный, и это – слово множества учёных, таким образом говорили Суфьян ас-Саури, Ибн аль-Мубарак, Аш-Шафи’и, Ахмад, Исхак Ар-Рахавейхи».


Также этот хадис посчитали достоверным Ибн Хузейма (198); Ибн Хиббан (1338), также передаётся его достоверность в «Ирва’а аль-‘Алиль», 1 том, 137 стр.; «Сахих» Абу Дауд, 147).


عن ثوبان قال: «بعث رسول الله صلى الله عليه وسلم سرية فأصابهم البرد فلما قدموا على النبي صلى الله عليه وسلم شكوا إليه ما أصابهم من البرد فأمرهم أن يمسحوا على العصائب والتساخين»


2) От Саубана, да будет доволен им Аллах: «Послал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отряд, и поразил их холод, и, когда они прибыли к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, они пожаловались ему на то, что постигло их из холода, и приказал им (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует) делать масх на головной убор и на то, что обогревают (ноги)».


Передал Абу Дауд («’Авнуль-Ма’буд»), 1/56); Хаким, 1/169; Ат-Тирмизий; Ахмад, 5/275.


О достоверности хадиса передаётся в «Сахих» Абу Дауд, 146; Ахмад аш-Шакир и другие.


Сказал ДжамалюдДин аль-Касымий:


«Я скажу: «Передатчики этого хадиса являются правдивыми»».


(«Масх ‘аля джаурабейн», 12 стр.)


Сказали Ибн Асир и Ибн Раслян:


(التساخين ) 
كل ما يسخن به القدم من خف وجورب ونحوهما…


«(Обогреватели) – это всё то, что обогревают ногу, как хуфы, носки и подобно этому…».


(«Нейлюль-Аутор» и «Тухфатуль-Ахваз», 2 том, 247 стр.)


عن أبي موسى الأشعري: «أن رسول الله صلى الله عليه وسلم توضأ ومسح على الجوربين والنعلين»


3) От Абу Муса аль Аш’арий, да будет доволен им Аллах: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, взял омовение и обтёр (сделал масх) на носки и сандалии».


(Ибн Маджа, 560)


Второе – и’джмаа.


Сказал Ибн Кудама аль-Макдисий:


(… لأنَّ الصَّحابةَ رَضِيَ اللهُ عنهم مسَحوا على الجوارِبِ، ولم يظهرْ لهم مخالِفٌ في عَصرِهم؛ فكان إجماعًا).


«Потому что сподвижники, да будет доволен ими Аллах, брали масх на носки, и не было того, кто противоречил им в этом, в их время. И установилось на этом и’джмаа (единогласие)».


(«Аль-Мугни», 1/215)


Также передал на это и’джмаа Ибн Хазм в «Аль-Мухаль», 1 том, 323 стр.


Сказал Исхак Ар-Рахавейхи:


مَضَتِ السُّنَّةُ مِنْ أَصْحَابِ النَّبِيِّ صلى الله عليه وسلم ، وَمَنْ بَعْدَهُمْ مِنَ التَّابِعِينَ فِي الْمَسْحِ عَلَى الْجَوْرَبَيْنِ ، لَا اخْتِلَافَ بَيْنَهُمْ فِي ذَلِكَ


«Утвердился в прошлом обычай у сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и тех, кто был после них из таби’инов, на то, что они брали масх на носки, не было у них разногласия в этом».


(«Аль-Аусат», 1 том, 462 стр.)


Третье – то, на чём строится и’джмаа, а это – деяние сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и отсутствие кого-либо, кто бы противоречил в этом.


Сказал Ибн Мунзир:


رُوِيَ إِبَاحَةُ الْمَسْحِ عَلَى الْجَوْرَبَيْنِ عَنْ تِسْعَةٍ مِنْ أَصْحَابِ رَسُولِ اللهِ صلى الله عليه وسلم ، عَلِيِّ بْنِ أَبِي طَالِبٍ ، وَعَمَّارِ بْنِ يَاسِرٍ ، وَأَبِي مَسْعُودِ ، وَأَنَسِ بْنِ مَالِكٍ ، وَابْنِ عُمَرَ ، وَالْبَرَاءِ بْنِ عَازِبٍ ، وَبِلَالٍ ، وَأَبِي أُمَامَةَ ، وَسَهْلِ بْنِ سَعْدٍ 


«Передано на дозволенность масха на носки от девяти сподвижников Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: Али ибн Аби Толиба, ‘Аммара ибн Ясира, Аби Маса’уда, Анаса ибн Малика, Ибн ‘Умара, Аль-Бараа ибн ‘Азиба, Биляля, Аби Умамы, Сахля ибн Са’да.


(«Аль-Аусат», 1 том, 462 стр.)


Сказал Ибн аль-Каййим:


وَزَادَ أَبُو دَاوُدَ : أبو أمامه ، وعمرو بن حريث ، وعمر ، وابن عَبَّاسٍ.


«И добавил Абу Дауд (к этому списку сподвижников) Абу Умаму, ‘Амара ибн Хариса, ‘Умара и Ибн ‘Аббаса».


(«Тахзибу ас-Сунан», 1 том, 187 стр.)


Сказал ан-Нававий:


وحكى أصحابنا عن عمر وعلى -رضى الله عنهما- جواز المسح على الجورب وإن كان رقيقا .


«И передали наши товарищи (по мазхабу) от ‘Умара и ‘Али, да будет доволен ими Аллах, дозволенность брать масх на носки, даже если они тонкие».


(«Маджму’а», 1 том, 527 стр.)


Также передаётся от Са’да ибн Аби Ваккаса, также – от Ибн Аби Ауфа, да будет доволен ими Аллах.


И всего вышло 16 сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, как это передаётся в книге «Масх ‘аля джаурабейн», 29 стр..


И нет из сподвижников тех, кто бы противоречил им в этом, и поэтому это является и’джмаа. 


(«Маджму’а аль-Фатауа», 14/20; Ибн аль-Каййим «И’лямуль мувакки’ын», 4/120)


Четвертое – понятие «جورب» («джаураб») со стороны арабского языка.


جَوربٍ، هو لِباسُ الرِّجل


«Джаураб – это то, что покрывает ногу». 


(«Лисануль-Араб», 1/259; «Тадж ‘Урус», 2/156)


Сказал Хаттаб аль-Маликий: «Джаураб – это то, что похоже на хуфы, они бывают из хлопка, льна и другого».


Сказал аль-Бухути:


«Джаураб – это то, что одевается на ногу, и они похоже на хуфы, но они не бывают из кожи».


Пришло в «Комусе» арабского языка:


«Джаураб – это всё то, чем оборачивают ногу».


(«Масх ‘аля джаурабейн», 28 стр.)


Сказал Аз-Зухейр Аль-‘Акбий (цитируя слова ДжамалюдДина аль-Касымий):


«В общем, то, на что указывают язык и обычай, – это то, что джаураб – это всё, что надевается на ногу, и то, что не сделано из кожи (если из кожи, то именуется хуффами), и нет разницы, ходят ли в них или нет».


(«Шарх Ан-Наса’и», 3 том, 200 стр.)


___


После приведения доводов из Сунны, и’джмаа сахабов и арабского языка, каждый, кто ограничивает масх хуффами, должен привести довод, где ставятся условием лишь только хуффы, и запрет на всё остальное.


Сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:


كُلُّ شَرْطٍ لَيْسَ فِي كِتَابِ اللهِ فَهُوَ بَاطِلٌ


«Каждое условие, которого нет в Книге Аллаха, является ложным».


(Муслим, 1504)

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
Войти с помощью: 
Генерация пароля