Ибн аль-Каййим сказал следующее: «Каждый, кто взял помимо Аллаха и Его посланника себе приятеля и покровителя, ради которых он проявляет дружелюбие и враждебность, довольствуется тем, чем они довольны и ненавидит то, что они ненавидят, то поистине, все дела его являются тщетными. В день воскрешения он будет горевать о них. Все они будут тщетными, хоть их было много и, несмотря на то, что он сильно утруждался ради них. Из-за того, что он всецело не посвящал свое дружелюбие, вражду, любовь, ненависть, помощь и самопожертвование для Аллаха и Его посланника, Аллах, Свят Он и Велик, сделал тщетными все его деяния и разорвал эти связи. И в
13
день воскрешения все связи, любовь и дружелюбие, которые были не ради Аллаха Всевышнего оборвутся». (ар-Рисаля ат-Табукия 66).
Некоторые люди утверждают, что проявление дружелюбия к неверующим – обязательное дело в наше время, ради сохранения от их козней и их зла, и что обхаживание их приводит к многочисленным благам. Это утверждение похоже на утверждение лицемеров, упомянутое в словах Аллаха: «Ты видишь, что те, чьи сердца поражены недугом, спешат к ним и говорят: Мы боимся, что нас постигнет беда. Но, может быть, Аллах явится с победой или своим повелением, и тогда они станут сожалеть о том, что утаивали в себе» (Сура аль-Маида 52 Аят).
Сказал ибн Касир, да помилует его Аллах: ««Ты видишь, что те, чьи сердца поражены недугом», т.е. сомнениями и лицемерием. «спешат к ним», т.е. они стремятся проявить дружелюбие и любовь к ним, как внешне, так и внутренне. «и говорят: Мы боимся, что нас постигнет беда», т.е. оправдывают свою любовь и дружелюбное отношение к ним тем, что они боятся, что неверующие одержат вверх над мусульманами и тогда (в случае если они будут проявлять к ним дружелюбие) у них будет поддержка иудеев и христиан, и это принесет им пользу». (Тафсир ибн Касира 2\65).