Когда дозволены плохие предположения, а когда делается хусну зонн?
Аиша (да будет доволен ею Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я не думаю, что такой-то и такой-то знают что-нибудь о нашей Религии!» [Бухари]
Сказал АбдуЛьАзиз Ар-Роджихи: «его слова: «Раздел то, что бывает из предположений» в смысле : «что дозволено из предположений». И эта глава является исключением от предыдущей главы, в смысле запрета предположений. И там он (Аль-Бухари) упомянул Аят :«избегайте большинства предположений». А здесь сказал :«Раздел то, что бывает из предположений». То есть, исключение из запрета о предположениях. И это, когда есть причины для этого или указывает какое-то доказательство, как предположение о мунафиках, если те выявили то, что указывает на это. И если есть человек, который призывает к пороку, к мерзостям, распространению мерзости, то о таком думают плохим предположением. Потому что у нас есть доказательства указывающее на то, что его сердце довольно этим. И у этого предположения есть причина.
А если же будет мастуруль халь (человек, о котором ничего не известно), он не говорит и не выявляет что-то из этого, и затем о нем думается плохо, то это запрещено. Потому нет на это доказательства. И сказал Умар о Хатыбе (который написал письмо мушрикам Мекки) :«это мунафик, который предал Аллаха и Его Посланника», и Пророк,мир ему и благословение Аллаха, не порицал его. И Умар был оправдан в этом, потому что был делающим таъвиль. И пример то, что было сказано Сааду ибн Убаде, когда он хотел заступиться за АбдуЛлаха ибн Убея, сказал ему Усейд ибн Аль-Худейр :«ты солгал, однако , ты мунафик спорящий за мунафиков».
(Шарх сахих Аль-Бухари, 10/859)
الحافظ ابن حجر عن القرطبي ما نصه : وَقَالَ الْقُرْطُبِيّ : الْمُرَاد بِالظَّنِّ هُنَا التُّهْمَة الَّتِي لَا سَبَب لَهَا كَمَنْ يَتَّهِم رَجُلًا بِالْفَاحِشَةِ مِنْ غَيْر أَنْ يَظْهَر عَلَيْهِ مَا يَقْتَضِيهَا , وَلِذَلِكَ عَطَفَ عَلَيْهِ قَوْله ” وَلَا تَجَسَّسُوا ” وَذَلِكَ أَنَّ الشَّخْص يَقَع لَهُ خَاطِر التُّهْمَة فَيُرِيد أَنْ يَتَحَقَّق فَيَتَجَسَّس وَيَبْحَث وَيَسْتَمِع , فَنَهَى عَنْ ذَلِكَ , وَهَذَا الْحَدِيث يُوَافِق قَوْله تَعَالَى : ” اِجْتَنِبُوا كَثِيرًا مِنْ الظَّنّ , إِنَّ بَعْض الظَّنّ إِثْم , وَلَا تَجَسَّسُوا وَلَا يَغْتَبْ بَعْضكُمْ بَعْضًا ” فَدَلَّ سِيَاق الْآيَة عَلَى الْأَمْر بِصَوْنِ عِرْض الْمُسْلِم غَايَة الصِّيَانَة لِتَقَدُّمِ النَّهْي عَنْ الْخَوْض فِيهِ بِالظَّنِّ , فَإِنْ قَالَ الظَّانّ أَبْحَثُ لِأَتَحَقَّق , قِيلَ لَهُ : ” وَلَا تَجَسَّسُوا “
Сказал Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха :«Остерегайтесь дурных мыслей о людях, ибо поистине дурные мысли — это самые лживые слова! Не разузнавайте, не шпионьте, не завидуйте друг другу, не поворачивайтесь спиной друг к другу, откажитесь от ненависти по отношению друг к другу и будьте братьями, о рабы Аллаха!».
Сказал Хафиз ибн Хаджар :«сказал Аль-Куртуби : и под дурными мыслями тут подразумевается подозрения, которым нет причины, как тот, кто подозревает человека в мерзостях, без того, чтоб что-то из этого выявилось от него, и поэтому к этому присоединено «не шпионьте». И это, когда человеку пришли мысли с подозрениями, и он желает удостовериться и поэтому шпионит, ищет и подслушивает, и это запрещено. И этот Хадис соответствует словам Всевышнего: «О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друга»(Сура 49, Аят 12). И контекст Аята указывает на приказ на предельную защиту чести муслима, по причине предшествования запрета в погружения в него согласно предположению. И если скажет предполагающий : я расследую, чтоб убедиться. То ему будет сказано: «и не шпионьте»».
(Фатху Аль-Бари шарх сахих Аль-Бухари)