Абу Ну‘айм в «Хилйа ал-аулийа» (6/312-314) приводит рассказ Ибрахима ибн ‘Абдаллаха ибн Абу ал-Асвада о том, что аль-Хасан отправил халифу ‘Умару ибн ‘Абд ал-‘Азизу послание, в котором было сказано:
«Поистине, этот мир — временная обитель, и никто не останется здесь навсегда.
И поистине, Адам (а.с.) был низведён сюда в наказание. Посему, о повелитель правоверных (‘Умару ибн ‘Абд ал-‘Азизу), остерегайся [этого мира].
Здесь запасаются тем, от чего отказываются, и богатеют тогда, когда бедствуют.
Каждый миг он приносит жертвы, унижает тех, кто почитает его, и делает нищим того, кто копит [земные богатства]. Его [блага] подобны яду: вкушает его только тот, кто не знает, что это такое, и гибнет от него.
Живи в этом мире, как больной, залечивающий раны. Он соблюдает диету короткий период, опасаясь затяжной болезни, и терпит то, что ему неприятно, опасаясь долгого испытания.
Остерегайся этого обольщающего мира, который обманывает своими красотами и дарит надежды, прельщает и завораживает.
Он словно принаряженная невеста. Взоры притягиваются к ней, сердца очаровываются ею, души влюбляются в неё. Но эта невеста убивает всех своих мужей.
Живые не извлекают уроков из прошлого, [судьбы] первых не сдерживают тех, кто следует за ними, и [даже] знающий об Аллахе не задумывается, когда ему рассказывают об [этом мире]. Влюблённый в него получает от него то, что ему нужно, обольщается, развращается и забывает о возвращении [к Аллаху]. Он отдаёт ему своё сердце, пока не спотыкается об него.
И тогда он начинает горько сожалеть и сильно горевать, а [тем временем] муки смертельной агонии соединяются с горечью расставания. Он покидает его в муках, так и не добившись желаемого и не отдохнув от забот. Он отправляется в путь без провианта, неподготовленный.
Остерегайся его, о повелитель правоверных, и больше всего радуйся тому, что сумеешь остеречься его, потому что всякий раз, когда пользующийся земными благами находит в них покой и радость, они доставляют ему неприятность. Тот, кто вместе со своей семьёй находит в них радость, обольщается, и тот, кто пользуется ими, завтра понесёт убытки.
В этом мире ожидания сопряжены с испытаниями, и пребывание в нём есть умирание.
Его радости смешаны с горем. То, что теряешь в нём, не возвращается, и [никогда] не знаешь, что ожидает [тебя] впереди. Его обещания лживы, а надежды [, которые он вселяет,] обманчивы. [Самое] чистое в нём не лишено примеси, и жизнь здесь в тягость.
Здесь потомку Адама (а.с.) [всегда] угрожает опасность, и если он разумен, то ограждает себя от удовольствий и проявляет бдительность в беде. Если бы Создатель не поведал нам об этом мире и не привёл притчи о нём, его (земного мира) всё равно хватило бы, чтобы разбудить спящего и беспечного. Но Аллах предостерёг от него и дал назидания.
[Этот мир] ничего не стоит и не весит у Аллаха, и Он не взглянул (не придал внимания) на него с тех пор, как создал его.
Твоему Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) были показаны ключи от его сокровищниц, которые не уменьшили бы [его награду] у Аллаха даже на [вес] комариного крыла, но он отказался принять их.
Он не захотел ослушаться веления своего Господа, или возжелать то, что ненавистно его Создателю, или оказать почтение тому, что унизил его Повелитель.
Он [Аллах] скрыл [этот мир] от праведников для испытания [их] и распростёр его перед Своими врагами для обольщения [их], чтобы обольщённый [земными благами], обретя их, решил, что он достойнее других и позабыл о том, как поступил Аллах с Мухаммадом
(мир ему и благословение Аллаха), когда тот привязывал камень к животу [, чтобы притупить чувство голода].
В предании сообщается, что Могучий и Великий Аллах сказал Мусе (мир ему):
“Увидев приближающееся богатство, скажи: “[Это из-за] греха, наказание за который не было отсрочено”.
А увидев приближающуюся бедность, скажи: “Добро пожаловать, признак праведников!”
Если хочешь, последуй примеру того, кто был духом и словом [от Аллаха], ‘Исы ибн Марйам (а.с.), который говорил:
“Моя приправа — это голод,
мой девиз — это страх [перед Аллахом],
моя одежда — это власяница,
зимой мой очаг — первые лучи солнца,
мой светильник — это луна,
моё средство передвижения — это мои ноги,
моя еда и мои плоды — это то, что взрастила земля.
Я не имею ничего, когда засыпаю, и не имею ничего, когда просыпаюсь, но на свете нет никого богаче меня”.
(см. Абу Ну‘айм «Хилйа ал-аулийа» 6/312-314