جاء في الموسوعة الفقهية الكويتية: ذكر الفقهاء أن هناك طرقًا ثلاثة يحكم بها على كون الشخص مسلمًا، وهي: النص، والتبعية، والدلالة، أما النص: فهو أن يأتي بالشهادتين صريحًا، وأما التبعية: فهي أن يأخذ التابع حكم المتبوع في الإسلام، كما يتبع ابن الكافر الصغير أباه إذا أسلم مثلًا، وأما طريق الدلالة: فهي سلوك طريق الفعل للدخول في الإسلام… قال ابن نجيم: الأصل أن الكافر متى فعل عبادة، فإن كانت موجودة في سائر الأديان لا يكون بها مسلمًا، ومتى فعل ما اختص بشرعنا، ولو من الوسائل، كالتيمم، وكذلك ما كان من المقاصد، أو من الشعائر، كالصلاة بجماعة، والحج الكامل، والأذان في المسجد، وقراءة القرآن، يكون به مسلمًا. اهـ.
Пришло в «Кувейтская энциклопедия фикха»: «факыхи упомянули, что есть три пути, как давать хукм мусульманина человеку, а это: насс, следование в хукме (табиа) и указание.
Что касается насса, то это когда человек ясно произносит два свидетельства.
Что касается следования в хукме, это когда следующий берет хукм того, за кем следует, относительно Ислама. Как сын (несовершеннолетний) кафира следует в хукме за своим отцом, если тот принял Ислам например (прим.-пока ребёнок несовершеннолетний ему даётся хукм его родителей).
Что касается указания, то это обряды, которые указывают на то, что человек принял Ислам. Сказал ибн Нуджейм: «основа то, что, когда кафир (асли) совершит поклонение, которое есть в других религиях, то не будет посредством этого мусульманином, а когда совершит то, что есть только в нашем Шариате, даже если это будет средство к поклонению, как таямум и так же само поклонение или обряды, как коллективная молитва, полноценный Хадж, азан в мечети, чтение Куръана, то выносится на него хукм Ислама».