Вынесение такфира ранними Учёными Джахизу, который заявил о том, что совершающий иджтихад из Муджтахидов в вопросах основ и убеждения, является оправданным и не выносится ему такфир по причине его иджтихада.
Сказал ибн Кудама аль Макдиси:
أما الذي ذهب إليه الجاحظ: فباطل يقينا، وكفر بالله تعالى، ورد عليه وعلى رسوله صلى الله عليه وسلم
«А то, к чему склонился Джахиз, является ложным без сомнения и неверием в Аллаха Всевышнего, и отверганием Его и Его Посланника да благословит его Аллах и приветствуют.»
Ровдату ан Назыр 743 стр.
Сказал Кодый Абу Бакр аль Бакыляний:
ويجب تكفير عبيد الله بن الحسن العنبري وعمرو بن بحر الجاحظ في قولهما : أن كل مجتهد مصيب من أهل الأديان
«И является обязательным вынесение такфира ‘УбейдуЛлаху ибн Хасану аль ‘Анбарий и ‘Амру ибн Бахру аль Джахизу в их слове, что каждый Муджтахид, является правым из тех, кто исповедует иные религии.»
Ат Тахриму ‘гынаа 165 стр.
Сказал Абу ‘Аббас ибн Закария:
وقول الجاحظ والعنبري خلاف الشريعة, إذ الشريعة جاءت بالذم على الكفر والعذاب عليه بالقتل في الدنيا والوعيد بخلود في النار في الآخرة، ولم يعذر الشارع أحدا من الكفار، ولم يفصل بين مجتهد وغيره.
وثبت الإجماع من سلف الأمة على ذلك; فالمخالف محجوج بإجماع الأمة من قبله فلا يلتفت الى قوله
«И слово Джахиза и ‘Анбарий, является противоречием шари’ату, так как шари’ат пришёл с порицанием в отношении неверия и наказанием в виде убийства (неверного), в Дунья и угрозой о вечном призывание в огне в Ахира, и не оправдал Законодатель никого из неверных, и не разделил между муджтахидом и другим.
И утверждено единогласие саляфов этой ‘Уммы на это. И тот, кто протеворечит этому, является побежденным доводом единогласия Уммы, которое состоялось до него и не оборачивается на его слово.»
Шарх ‘акыдати ибниль Хаджиб
Говорит Абу Исхак аль Бухарий аль Ханафий:
ويجب إكفار الجاحظ
«И обязательным является выносить такфир Джахизу.»
Тальхисуль Аддыля
Также сказал Кодый ‘Ийад, говоря о словах Джахиза:
وقائل هذا كله كافر بالإجماع
«И говорящий всё это, является кафиром по единогласию.»
аш Шифа’а 846 стр.