Виды воздержания.
Ибн аль-Каййим сказал:
«Воздержание бывает нескольких видов.
•Бывает воздержание от запретного. Это — обязанность для каждого.
•Бывает воздержание от сомнительного. Тут всё зависит от степени сомнительного. Если сомнительность сильна, то воздерживаться от неё обязательно, а если она слаба, то воздержание от этого сомнительного желательно.
•Бывает также воздержание от всего лишнего и воздержание от того, что не касается человека, будь то слова, взгляды, вопросы, встречи и так далее.
•Бывает воздержание от людей.
•Бывает воздержание в смысле равнодушия к собственной душе, — это тот случай, когда ты с лёгкостью жертвуешь душою своей ради Аллаhа.
Это воздержание от всего, кроме Аллаhа, от всего того, что отвлекает тебя от Него.
Наилучшее воздержание — сокрытие своего воздержания.
И самое трудное воздержание — воздержание от мирских благ, когда они сами идут в руки.
Различие между воздержанием и благочестием заключается в том, что воздержание — это отказ от того, что не приносит тебе пользы в мире вечном, а благочестие — отказ от чего-то из боязни, что оно может причинить вред в мире вечном.
Сердце, привязанное к страстям, не способно ни к воздержанию, ни к благочестию.
Яхья ибн Му’аз сказал: «У меня вызывают удивление трое. Это человек, который совершает деяния свои напоказ творениям, подобным ему самому, и не совершает то же деяние ради Аллаhа; человек, который скупится, когда Господь его просит у Него взаймы, и ничего не даёт Ему; и человек, который стремится к общению с творениями и их любви, тогда как Аллаh призывает его к общению с Ним и любви к Нему».
• Фаваид, 259-260.