Виды куфров.1
«Куфр» как шариатский термин — это отрицание того из религии, о чём известно всем, например, единобожия, Шариата или пророчества (Муфрадат гариб аль-куран, 435; Минхадж ас-сунна, 5/251).
Ибн Таймийя, да помилует его Аллах, сказал: «Это неверие в Аллаха и Его посланников, причём неважно, сопровождается оно обвинением во лжи или только сомнениями, или же человек отворачивается от всего этого из зависти, высокомерия или следуя страстям, отвращающим от следования посланию» (Маджму аль-фатава, 3/315 12/335).
Он также сказал: «Куфр может осуществляться посредством объявления ложью того, о чём сообщил Посланник, или отказа следовать за ним, несмотря на знание о его правдивости — таким было неверие фараона, иудеев и некоторых других» (Дар ат-тааруд, 1/242).
Тафсир:
«Границы неверия, в пределах которых лежат все его разновидности и категори, — это отрицание того, с чем пришёл Посланник, мир ему и благословение Аллаха, даже частичное. А вера — это убеждённость в истинности того, с чем пришёл Посланник, и следование этому в общем и в подробностях.
Вера и неверие — противоположности, и когда имеет место одно в полноценном виде, другое отсутствует»
(Иршад иля марифат аль-ахкам, 203–204).
То есть, куфр это противоположность имана.
Имам аль-Фудайль ибн ‘Ияд сказал:
«Приверженцы Сунны (ахлю-ссунна) говорят: «Иман – это познание, слова и деяния»
Также как иман бывает в трех формах, то и куфр бывает в трех формах.
Иман – это присуствие всех трех значений вместе, и если отсуствует одно из них – то это куфр.
Куфр бывает как в убеждениях, так и в делах и словах.
Куфр в убеждениях – Аллах сказал: «Воистину, неуверовавшие люди Писания и многобожники окажутся в огне Геенны и пребудут там вечно. Они являются наихудшими из тварей». (Коран 98: 5)
То есть, куфр в убеждениях, это то что противоречит убеждениях которые пришли через Посланника(мир ему и благословение).
Куфр в делах – Аллах сказал: «Но если бы они приобщили сотоварищей (аШРаКу), то стало бы тщетным все, что они совершали». (Коран 6: 88)
Куфр в словах – Всевышний сказал: “Если ты их спросишь, они непременно скажут: «Мы только болтали и забавлялись». Скажи: «Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником? Не извиняйтесь. Вы стали неверующими после того, как уверовали»
Определение и виды куфра:
“Куфр бывает нескольких видов: джухуд, такзиб, иба, шакк, нифак, и’рад, истихза и истихляль.
Куфр-аль-джахд (куфр отрицания):
«Хотя они и убедились в их истине, но отрицали их по нечестию и гордости » (Муравей, 14)
Имам аз-Захаби аш-Шафии сказал: “Воистину, человек становится неверным после его знания о том, что пророк (алейхи-ссаляту уа-ссалям) сказал что-то, однако он отрицает (джахада) это и не верит в это”. (“аль-‘Улюу” 214).
Куфр-ут-такзиб (куфр сочтения ложью):
«Те которые считают ложью Книгу и то, с чем посылали Мы пророков наших, скоро узнают» (Праведник:70)
Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) сказал: “Тот, кто проявил неверие хотя бы в одну букву Корана, тот проявил неверие по отношению к нему всему!” (Абдур-Раззакъ 8/472)
Куфр-уль-иба ва-ль-истикбар (куфр высокомерия и гордыни без отрицания):
Куфр Иблиса относится к этому виду: «Все кроме иблиса поклонились. Только он отказался, возгордившись, и стал одним из неверных» (Корова, 34)
Шейх Мухаммад ибн Абдуль-Уаххаб сказал: “Даже если человек признает Таухид сердцем, но не будет это выражаться в его словах и делах, то такой будет непокорным кафиром, такой же, как фараон, иблис и похожие на них». (ад-Дуррар ас-Санния 2\124)
Куфр-уш-шак ва-р-райб (куфр сомнения):
“У тебя просят дозволения остаться дома только те, которые не веруют в Аллаха и в Последний день, сердца которых испытывают сомнение.” (Покаяние 45)
Сказал имам Абу Бутейн:
“Коран указывает на то, что сомнение в Основах Религии является неверием.”
(“Хукму такфир аль-му’айин” 17)
Куфр-уль-ирад (куфр отвернувшегося):
«Кафиры отвернулись от того, чем их устрашали» (аль-Ахкаф, 3)
«А кто отвернется от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь»
Сказал Мухаммад ибн ‘Абдуль-Уаххаб, рахимахуЛлах(10й пункт унилирующий ислам): «Уклонение от религии Аллаха, не изучая её и не действуя в соответствии с ней, и довод здесь слова Всевышнего: «Кто может быть несправедливее того, кому напомнили об аятах его Господа, после чего он отвернулся от них? Воистину, Мы отомстим грешникам»
Куфр аннифак (куфр лицемерия)
Аллах сказал “«Воистину, лицемеры окажутся на нижайшей ступени Огня, и ты не найдешь для них помощника». (Коран 4, 145)
Куфр-ат-тавиль (куфр истолкования):
“Те, чьи сердца уклоняются в сторону, следуют за иносказательными аятами, желая посеять смуту и добиться толкования” (3, 7)
Сказал шейх Абу Бутейн: «Кто заявляет, что совершающий куфр по причине тауиля, или ошибочного иджтихада, или невежества – оправдан, тот противоречит Корану, Сунне, и иджма без малейшего сомнения» (Аль-интисор ли хизби Лляхи аль-муваххидин 1-37)